Елена Обоймина является автором почти двух десятков книг о женщинах, по-разному причастных к литературе, искусству, философии. О женах декабристов, о супругах и подругах живописцев, музыкантов, писателей, поэтов, иногда о самих поэтессах и писательницах, но гораздо чаще – о спутницах жизни и «музах». Избранная ею тема из века в век привлекает внимание неиссякаемого числа авторов, и по этой причине сейчас практически невозможно открыть в ней что-либо новое. Но шевелить чуть забытое старое, извлекать из разных источников бесчисленные подробности, подвергать сомнению точность других документалистов или авторов художественных версий – это занятие никогда не наскучит ни создателям жизнеописаний, ни их читателям.
Елена Обоймина родилась во Владивостоке в 1957 году в семье потомственных моряков. После окончания филфака ДВГУ работала редактором в Дальиздате, в газете «Владивостокское время», а до недавнего времени – в газете Тихоокеанского флота «Боевая вахта». Работая, она начала писать сначала стихи, затем биографическую прозу. Елена Николаевна очень любит свою малую родину и, кажется, не собирается расставаться с ней: «Мы окольцованы заливом / на берегу родной земли, / где стынут пирсы молчаливо, / в порту встречая корабли, / где тянет с моря древней солью / и вечностью травы морской, / где всё и радостью и болью / переплелось с моей судьбой…» Вот такая верность, несмотря на все трудности автора, живущего вдалеке от столиц. Друзья знают, сколько сил и времени уходило и уходит у Е. Обойминой на поиск издателей и переписку с ними.
Первая книга «Сто знаменитых муз» (в соавторстве с Ольгой Татьковой) вышла в 2003 году в харьковском издательстве «Феникс» (книга вышла в 2004 г. в изд-ве "Фолио". - Прим. ред. нашего сайта). Тандем Ольги и Елены продолжал трудиться не покладая рук, и за пять последующих лет в разных издательствах Украины, Беларуси и России с разной периодичностью появлялись сборники жизнеописаний на избранную «дамскую» тему. «Тайны женских портретов» – третья книга, вышедшая не в соавторстве. Но разница в содержании практически незаметна ("Тайны женских портретов" - шестая книга Е. Обойминой, вышедшая не в соавт. с О. Татьковой. - Прим. ред. нашего сайта).
Родство предыдущих изданий можно было безошибочно установить уже по заглавиям: «Этот пленительный образ», «Она была мечтой», «Полеты любви», «Сильнее страсти», «Сердце красавицы», «Миг, украденный у счастья», «Грезы любви и экрана». По содержанию – тем более. Все биографические тексты были написаны самым возвышенным слогом, насыщены восторженными эпитетами и подробностями в описании женской красоты – в первую очередь, конечно, утонченно-духовной, но и внешней обязательно тоже, а иногда даже чувственной.
Оставшись в одиночестве, Е. Обоймина устойчиво соблюдает и тему, и прежнюю традицию письма. Достаточно взглянуть на оглавление новинки: «Воспетая мадонна», «Прекрасная шоколадница», «Великолепная Анжелика», «Ослепительная итальянка», «Темноволосая героиня», «Беатриче благословенная», «Искушение герцогини», «Мадам Интрига», «Тайная свадьба» и «Необъяснимая тайна»…
Впрочем, некоторое языковое засилье великолепия, ослепительности и таинственности объясняется, надо полагать, не только авторским вкусом, но и читательским спросом. Как известно, поклонницы прекрасных образцов жизни и живописи всегда экзальтированны. Им это даже подобает – на чем иначе будет держаться их интерес к счастливой или несчастной любви когда-то живших людей, к угасшим страстям и давно разгаданным тайнам, которые причудливым или прямым образом отразились в творчестве знаменитостей? А этот интерес существует сегодня, как существовал всегда, и в данном случае ему уготовано достойное удовлетворение. Тут следует сполна отдать должное автору «Тайн…»: она не оставляет в своих текстах пустот, насыщенных одними только восторгами. Все повествования о мастерах Возрождения, эпохи барокко и Просвещения и т.д. плотно насыщены событиями, фактами, объемными цитатами из писем и документов современников.
И еще одну черту книг Е. Обойминой следует признать как достоинство: не являясь искусствоведом, она не пытается им казаться, не берет напрокат апломб у высоких специалистов в области живописи. Зато с удовольствием «раскручивает» выдвинутые ими неожиданные гипотезы. Вот, например: «Красивая молодая женщина, изображенная по пояс, слегка повернула изящную головку, увенчанную замысловатой прической и маленькой шляпкой со страусовыми перьями и голубой лентой. Ее правая рука с тонкими красивыми пальцами придерживает голубую накидку. На даме легкое полупрозрачное платье, обнажающее плечи и гордую шею, украшенную черной ленточкой с золотым крестиком. Это один из шедевров Томаса Гейнсборо – «Дама в голубом», включенная в коллекцию Эрмитажа в 1912 году. Об изображенной красавице известно не так много. В прежние времена исследователи полагали, что на портрете запечатлена герцогиня де Бофор, дочь адмирала Боскауэна. Но сегодня появилась другая версия: дама в голубом – не кто иная, как принцесса Владимирская, она же княжна Тараканова!» Гм, скептик с трудом поверит… Ну а вдруг все-таки княжна не выдумка, и портрет – доказательство тому? Очень интересно!
Документально-биографический роман "Свет земной любви" - на первом месте по продажам в книжных магазинах Москвы среди книг издательства "ЭНАС". Между тем, ее автор, член Союза писателей России Елена ОБОЙМИНА, наутро не проснулась знаменитой. Живя во Владивостоке, она вообще не почувствовала тепла лучей славы.
Впрочем, к такому вниманию к своей персоне Елена Николаевна уже привыкла. В ее творческом багаже 18(!) книг, в том числе поэтические сборники и документально-биографическая проза, изданные в центральных российских издательствах. И при этом ни одной пресс- конференции в родном городе, ни одной встречи с читателями в честь выхода очередной книги. Многие попросту не знают, что у них под носом живет такой интересный литератор. (Автор этих строк промониторил несколько крупных книжных магазинов Владивостока на предмет опознания продавцами писательницы Елены Обойминой. Результат - отрицательный).
У самой Обойминой нет времени и желания на посиделки в ресторанах после выхода очередной книги - "Работать надо!" . Кстати, ее последняя книга до сих пор не появилась в книжных магазинах Владивостока. И нет вероятности, что появится вообще: 2000-й тираж книги разлетелся по магазинам центральной России, готовится к выпуску 8-тысячный.
"Свет земной любви" вышел в популярной серии Persona Nota. Фактуру для будущей книги Елена Обоймина собирала по зернышку, по крупицам, копаясь в исторических и православных сайтах, изучая архивы Приморской краевой библиотеки им. М. Горького. От задумки до рождения 300-страничного фолианта прошел год. По словам Елены Николаевны, книга вышла в кастрированном виде, редактор вырезал кусок текста, где Обоймина критикует известный фильм "Мать Мария" с Людмилой Касаткиной в главной роли за исторические неточности.
Сейчас писательница работает над книгой о знаменитом танцоре Рудольфе НУРИЕВЕ. И вновь для серии Persona Nota. Почему о Нуриеве?
- Потому что книг русских авторов о нем не было. Были воспоминания его сокурсников по хореографическому училищу: один сказал то, другой - это, и все. Были переводные книги. Вот в Интернете о Нуриеве много, и очень много лжи, - отвечает Елена Николаевна.
Рудольф Нуриев - личность талантливая и... скандальная, прославившаяся не только танцами, но и интимными отношениями с гомосексуалистами. "Желтая" пресса любила выпячивать "голубую" сторону его бытия как при жизни танцовщика, так и после его смерти. На самом деле Нуриев очень любил женщин, утверждает Елена Обоймина в своей будущей книге, приводя множество примеров гетеросексуальных контактов танцора.
- Это будет удар по гей-сообществу! Они-то твердят: наш! Да, ЭТО действительно имело место, но не в тех масштабах, как это преподносят журналисты, - смеется писательница.
...Обоймина - автор востребованный. Она еще не закончила книгу о Нуриеве, а московские издатели уже спрашивают: кто следующий? И даже предлагают кандидатов в герои будущих книг, например, Инессу АРМАНД. Но описывать жизнь любовницы Ульянова-Ленина писательница отказалась: этот персонаж ей не симпатичен.
...До недавнего времени Елена Обоймина творила в соавторстве с Ольгой ТАТЬКОВОЙ, подругой и однокашницей по ДВГУ, так же живущей во Владивостоке. Сейчас каждый идет своим путем.
В их активе около десяти книг, которые издаются тысячными тиражами. Православный сайт "Иордан" предлагает их читателям как "издания, несущие духовность". Художественно-документальный роман "Мой гений, мой ангел, мой друг", посвященный музам великих поэтов, был рекомендован для чтения школьникам и детским библиотекам как нравственная книга о любви Санкт-Петербургской детской библиотекой им. Пушкина и Фондом им. Лихачева. Именно эта книга по рекомендации фонда им. А. Солженицына и фонда "Русское зарубежье" попала в список 10 книг, которые осенью 2006 года направлены в библиотеки края в рамках благотворительной акции.
Для культуры Приморья и, пожалуй, Дальнего Востока, творческий тандем Елены Обойминой и Ольги Татьковой - уникальное явление. Успех, которого они добились, для местных прозаиков - недосягаемая мечта. В крае нет ни одного литератора, с кем бы так плотно сотрудничали столичные издательства. А это говорит о многом.
Сегодня, чтобы издать книгу, нужны только деньги. Талант автора, глубина его знаний, увлекательный сюжет - на заднем плане. Обоймина и Татькова никому денег не платили. Десять лет они пытались пристроить рукопись своей первой книги "100 великих муз" в различные местные издательства. Не найдя спонсоров и понимания в родных пенатах, Елена и Ольга через Интернет забросали письмами 30 российских издательств. Самые выгодные условия предложило издательство "Фолио" (Г.Харьков), получив взамен права на "100 знаменитых муз" на пять лет. Наши дамы получили удовлетворение творческих амбиций, поскольку гонорар не мог тягаться даже с их зарплатой. Тираж разлетелся по стране, но до авторов не дошел.
О появлении "100 муз" на российском книжном рынке Елена Обоймина узнала, копаясь в Интернете. Книга заняла высокие позиции по продажам во всех городах России, а в Приморье ее не было.
- Почему? - спросила она в одном книжном супермаркете Владивостока.
Продавцы лишь пожали плечами - не знали. И писательница оформила заказ на несколько экземпляров собственного детища. Вообразите, какие глаза были у продавщицы, когда Елена Николаевна Обоймина заказывала... Обоймину! С той поры в отношениях "книжная торговля Приморья - Обоймина" ситуация не изменилась.
...Что еще сказать? Не так давно Елену Николаевну сократили. Она много лет проработала редактором и корректором в газете "Боевая вахта".
- И рада! Теперь буду свободным художником. Больше времени останется на творчество.Сергей Кожин. Еженедельник "Золотой Рог".
«Ее обожествляли, любили без памяти, проклинали и призывали вновь…». Это слова из книги «100 знаменитых муз», которая вышла недавно в харьковском издательстве «Фолио». Серия «100 знаменитых…». Авторы из Владивостока - поэтесса Елена Обоймина и журналистка Ольга Татькова.
- Идея - написать об историях любви великих людей разных времен - появилась у нас много лет назад, - рассказывает Елена Обоймина. - Тогда на прилавках еще не было изобилия книг о женских судьбах. Впрочем, даже когда такие книги появились, среди множества изданий не нашлось ни одного, которое бы исчерпывающе, интересно и правдиво рассказывало об отношениях Музы и Творца. И мы решили восполнить этот пробел…
- Вы уверены, что без музы творец не состоится?
- Все, что связано с творчеством, особенно с поэзией, прозой, музыкой, - за всем этим, как правило, стоит женщина. Или даже не одна… В это издание, конечно, вошли не все музы: рукопись содержала около 200 биографических эссе, но в рамках серии нам пришлось от многих отказаться, выбрать наиболее яркие. Здесь - страницы жизни, творчества, история отношений мужчины и женщины от Данте и Петрарки до писателей и художников прошлого века. Невозможно было обойти вниманием прекрасных женщин, вдохновлявших Пушкина, Лермонтова, Байрона, Шопена… В книге говорится о музах Рембрандта и Рубенса, Модильяни и Есенина, Пикассо и Маяковского. Есть имена, которые так или иначе связаны с Приморьем: например, декабрист Николай Бестужев, первый историограф русского флота, талантливый писатель, блестящий офицер. Изумительна история его любви! Любовь Степовая была женой другого, на восемь лет старше Бестужева. Он боготворил эту женщину, судя по всему, был отцом трех ее дочерей. Восстание на Сенатской площади навсегда разлучило их: Бестужев был приговорен к каторжным работам пожизненно. Любовь Степовая осталась в Петербурге. Ее портрет, исполненный им по памяти, декабрист хранил до последнего часа...
На каторге Николай Бестужев сошелся с буряткой Евдокией Эрдынеевой. А после его смерти близкий друг декабриста купец Дмитрий Старцев усыновил и воспитал его детей. Сын Бестужева Алексей, носивший фамилию Старцева, стал крупным коммерсантом и меценатом в Приморье. И всю жизнь носил на руке кольцо из кандалов отца, оправленное в золото.
Имеет отношение к нашему краю и судьба поэта Павла Васильева…
- Где вы брали материал для книги?
- Была очень кропотливая работа в библиотеках: тысячи страниц воспоминаний, писем, литературоведческих томов, в том числе и старые издания. Один из богатейших фондов оказался в библиотеке Владивостокского художественного училища, где немало дореволюционных книг - настоящая находка для исследователя! Информацию о музах великих творцов мы собирали подчас по крупицам. Ведь часто среди множества страниц - где-то абзац, а где-то лишь упоминание. Остальная литературная работа шла, по определению английской писательницы Вирджинии Вульф, «на краешке кухонного стола»…
- Случались ли какие-то неожиданные открытия при работе с письмами или дневниками?
- Да, конечно. Оказалось, что в литературоведении нередки случаи самых настоящих подлогов. Например, автор чьей-либо биографии подбирает нужные цитаты из разных писем под свою выстроенную версию, как угодно манипулируя ими и выдавая эти надерганные отрывки за одно письмо. О некоторых таких фактах мы упоминаем в своей книге. Или умолчания... В одной из книг мы читаем, что Роберт Бернс взял на воспитание приемыша. Но почему-то не говорится, что это его ребенок от соблазненной им девушки-служанки. Поэт принес младенца жене, которая его вырастила и воспитала вместе со своими детьми. Вряд ли исследователь, занимавшийся творчеством Бернса, этого не знал. Таким образом годами создавались приглаженные образы писателей и художников, один биограф переписывал другого…
Иногда сложнее оказывалось найти даже не материал, а портреты возлюбленных женщин. Поиск некоторых из них шел годами, а иные так и не найдены. Причем, судя по всему, они просто утеряны в музеях или во время войны…
- Говорят, долгие годы издать вашу книгу было невозможно?
- Наша рукопись оказалась многострадальной. Она была готова еще десять лет тому назад, но года два пролежала в одном из местных издательств, еще восемь - в другом. Нам раздавали обещания, просили найти спонсоров, опять обещали, но увы… Время шло, у нас порой опускались руки, но мы с Ольгой продолжали работать, потому что видели читательский интерес к еще не изданной книге. И наконец решили предложить свою рукопись издателям за пределами Приморского края. Через Интернет начали поиск издательств, которые работают с авторами так, как это делается во всем мире: берут на себя расходы, издают и продают книгу. Нашли, причем не одно. Наша рукопись показалась им не только интересной, но и коммерчески выгодной. Первая книга вышла в Харькове, на Украине, издание второй готовится в Москве - «Яблоко, протянутое Еве: Женщины Серебряного века». Балерины Анна Павлова и Матильда Кшесинская, великая княгиня Елизавета Федоровна, певица Антонина Нежданова, Зинаида Гиппиус и Нина Берберова, Елизавета Кузьмина-Караваева - знаменитая мать Мария, последняя любовь Колчака Анна Тимирева, Елена Булгакова, разумеется, Ахматова и Цветаева - какое созвездие имен!..
Самое интересное, что некоторые коллеги и знакомые до сих пор не верят: неужели вот так, без протекции, связей, огромных денег можно сегодня издать книгу? Можно! Видимо, содержание удачно совпало с интересами времени: любовь, частная жизнь, драматические судьбы. Но обидно думать о том, что доход от огромного по нынешним временам тиража в 8 тысяч экз. (и соответственно, налог в бюджет) останется за пределами Приморского края. А ведь могли бы заработать и наши приморские издатели! Только для этого нужно было стать чуть-чуть дальновиднее: ничего не вложив, прибыли не получишь…
- А какие истории любви вам ближе к сердцу?
- Я очень люблю женщин Тютчева, они были прекрасны и жизнь свою ему посвятили.
- Есть что-то эдакое, что объединяло женщин, которых любили великие мужчины?
- Неординарность. При этом далеко не все были красавицы. Про жену Баратынского современники говорили, как она нехороша собой и при этом приятна в общении. Однако на портрете мы увидели очень милую женщину. И до сих пор теряемся в догадках: то ли художник польстил, то ли современники слишком критичны. И все-таки чаще любимые женщины великих людей притягательны. Порой хитры… А нам были интересны именно неприглаженные образы. Творцы и их музы - такие, какие есть…
Второй женой Рубенса стала Елена Фоурмент, младшая из одиннадцати детей богатого торговца шпалерами. Ему было 53, ей – 16. Но на это Рубенс не обращает внимания – как видно, считает, что подобного рода затея ему по плечу. В этом весь Рубенс…
Елена Фоурмент стала не только хозяйкой в его доме, но и желанной музой. Они прожили 10 счастливых лет, она стала матерью пятерых его детей. Рубенс страстно любил жену, он бесконечно изображал ее на своих полотнах в разных образах. Впрочем, «эту самую Елену с ее белоснежными грудями и розовыми сосками, с ее молочным пухлым телом, с ослепительно прозрачной плотью он писал тогда, когда самой Елены еще не было на свете! Каким-то чудом эта пышная фламандка оказалась похожей на женщин его мечты...».
Тяжелой старости Рубенс не знал. Умер от паралича сердца. А через восемь с половиной месяцев Елена родила дочь – последнее свидетельство страсти великого фламандца.
Мона Лиза дель Джоконда. Так кто же она – эта воспетая гениальной леонардовской кистью загадочная мадонна? По общепринятой версии – неаполитанка из древнего рода, третья жена флорентийского гражданина Франческо дель Джокондо. Пишут только, что «прелесть моны Лизы была для него менее понятной, чем достоинство новой породы сицилийских быков…».
Леонардо встретил Джоконду на пороге своего пятидесятилетия. …Месяц за месяцем художник приходил к желанию создать живой образ человека, передавая Джоконде свой взгляд на мир – мудрый, несколько ироничный. Видимо, муж ее был немало удивлен: он не узнал в мудрой богине свою молодую милую жену. А художник не смог расстаться с образом, в который вложил столько своего, и потому забрал портрет в дальнейшие свои скитания.
Американские исследователи выдвинули версию, согласно которой на полотне изображен сам автор. Сравнительный анализ с помощью компьютера открыл поразительное сходство!
Но в последнее время многие ученые сходятся во мнении, что великий Мастер написал по памяти портрет своей усопшей матери. Едва появившись на свет, Леонардо был разлучен с матерью-крестьянкой. Когда мальчику исполнилось пять лет, он стал замечать: за ним часто наблюдает какая-то женщина. Через много лет да Винчи узнал, что та красивая незнакомка и есть его матушка. И на холсте изобразил печальную улыбку женщины, разлученной со своим сыном…
Автор: Марина ИВЛЕВА, «Владивосток»